Многие люди думают, что печать — это последний, а то и единственный этап в производстве полиграфической продукции. Но это не так. Тираж, только сошедший с печатного станка, представляет собой сырой материал, не готовый к передаче заказчику и дальнейшему использованию. Каждое изделие должно пройти финишную обработку, после которой оно получит желаемые внешние и эксплуатационные характеристики.
Что такое послепечатная обработка
Постпечатная обработка (постпресс, постпринт) — важнейший этап в производстве полиграфической продукции, обеспечивающий улучшение ее внешнего вида, декоративных и прочностных качеств. В ходе послепечатной обработки изделиям придается необходимая форма, наносится финишная отделка и защитное покрытие, оформляются линии отрыва, пробиваются отверстия. Постпресс позволяет повысить внешнюю привлекательность печатной продукции, сделать ее по-своему уникальной, узнаваемой и запоминающейся.
Виды постпечатной обработки
Финишная отделка печатной продукции отличается большим разнообразием и требует использования различного оборудования и технологий. Постпринт включает в себя комплекс операций — обязательных и дополнительных. Первые направлены на придание изделиям нужной формы, вторые — на улучшение их эстетических и эксплуатационных свойств. К основным технологическим процессам послепечатной обработки относятся:
Резка
Практически все виды полиграфической продукции требуют резки для придания ей нужного размера и оформления края. Резка тиража производится с помощью одноножевых сабельных и гильотинных резаков, позволяет получить изделия с ровным и фигурным краем.
Фальцовка
Фальцовкой называют процесс сгибания бумажных листов при изготовлении книг, журналов, листовок и других печатных изделий с соблюдением последовательного расположения страниц. Типы фальцовки различаются по:
- количеству сгибов (сгибов) — односгибная и многосгибная;
- направлению фальцев и их взаимному расположению — параллельная, взаимно-перпендикулярная и комбинированная;
- наличию/отсутствию и месту резки.
В зависимости от количества фальцев, их расположения и размеров полос выделяют следующие виды фальцовки:
- «книжка»;
- «гармошка;
- «лестница»;
- «пирамида»;
- «окошко»;
- «улитка» или «спираль»;
- одинарная параллельная «в намотку» или «евробуклет»;
- двойная параллельная «в намотку» или «молния»;
При производстве нестандартной продукции используются особые типы фальцовки, придающие изделиям оригинальный вид — L-образная, крестообразная, треугольник, «визитница», «коробочка», «воротник. Сгиб печатных изделий производится с помощью специального оборудования и вручную.
Биговка
Для улучшения сгибаемости бумаги и картона на печатные изделия наносят линии сгиба. Операцию выполняют с помощью тупых дисковых ножей, вдавливающих и уплотняющих материал в нужных местах.
Дополнительные
Помимо основных, существует большое количество второстепенных операций послепечатной обработки.
Нумерация
Некоторые виды печатной продукции (билеты, квитанции) требуют защиты от фальсификации. Нумерация всего тиража помогает решить эту задачу.
Ламинирование
Ламинированием называют припрессовку полимерной пленки к оттискам из бумаги или тонкого картона с целью создания надежного защитного покрытия. Ламинирование может быть глянцевым, матовым и выполненным по технологии Soft Touch (с защитой от отпечатков пальцев). Покрытие защищает печатные изделия от влаги, ультрафиолетового излучения, механических повреждений.
Лакирование
Нанесение на печатное изделие лакового покрытия, образующего гладкую прозрачную пленку. Лакирование может быть:
- сплошным — состав наносится по всей площади оттиска;
- выборочным — лаком выделяются отдельные элементы.
В зависимости от материалов, используемых при производстве печатной продукции, лакирование производится водно-дисперсионными, специальными печатными или УФ-составами. Лаки могут быть глянцевыми, матовыми, текстурными.
Кругление углов
Записные книжки, ежедневники, блокноты, визитки чаще всего издаются с прямыми углами. Последние очень быстро изнашиваются — заламываются, истираются. Кругление углов позволят не только продлить срок службы печатного изделия, но и придать ему нестандартную форму.
Перфорация
Перфорацией или просечкой называют пробивание отверстий определенного диаметра на печатном листе. С помощью перфорации можно оформить линию отрыва на билетах, флаерах, блокнотах, календарях и подготовить блок оттисков к брошюровке на пружину.
Листоподборка
Листоподбор — сбор листов многостраничного документа, книги, журнала, блокнота, тетради в нужной последовательности для последующей обработки. Для выполнения технологической операции используется специальное листоподборочное оборудование.
Брошюровка и переплет
Брошюровка — сборка многостраничных полиграфических изделий с использованием шовных и бесшовных технологий. К самым популярным способам брошюровки относят следующие виды сборки:
- На скобу — подходит для сшивки изделий объемом до 80 страниц. Скобы могут быть обычными или евро, располагаются вертикально или горизонтально.
- На пружину — в оттисках пробивают отверстия под металлическую или пластиковую спираль, диаметр пружины подбирается под количеством страниц.
- На кольца — используется при изготовлении полиграфической продукции, которая должна выглядеть максимально декоративно и импозантно. При таком способе сшивки рекомендуется ламинировать оттиски для защиты от износа.
- На болты — применяется для брошюровки презентаций, отчетов и других материалов имиджевого характера. Для увеличения срока службы таких изделий листы также желательно заламинировать.
- Клеевое бесшвейное соединение — один из лучших способов сборки многостраничных изделий с мягкой обложкой. Для брошюровки используется термопластичный или полиуретановый клей, блоки собираются отдельными листами или тетрадями.
- Швейно-клеевое соединение — отпечатанные листы складывают в тетради, прошивают и затем скрепляют клеем.
Выбор способа брошюровки определяется назначением печатной продукции, количеством и плотностью листов, бюджетом заказа.
Присоединение обложки
Обложки многостраничных изданий бывают мягкими и твердыми. Первые изготавливают из бумаги той же или большей плотности, чем все изделие, вторые — из картона, обтянутого натуральной и экокожей, тканью, балакроном, бумвинилом и другими материалами .
Бескрасочное тиснение
Тиснением называют процесс создания рельефного изображения на поверхности бумажного изделия. Оттиск наносится на обрабатываемый материал холодным или горячим методом. Выделяют следующие виды бескрасочного тиснения:
- блинтовое — рельефное изображение получают путем вдавливания клише в поверхность обрабатываемого материала;
- конгревное — материал спрессовывается между матрицей и контрматрицей, формируя барельеф — выпуклое многоуровневое изображение;
Технологическая операция производится при изготовлении книг, открыток, подарочных упаковок, этикеток, рекламных материалов.
Кашировка
Каширование — приклеивание, припрессовка пленки или бумаги с изображением (лайнера) на подложку (основу) из картона или другого плотного материала. Каширование бывает односторонним, двухсторонним, многослойным.
Высечка или вырубка
Вырубка и высечка — получение изделий оригинальной формы и фигурных отверстий в них путем штампования. Эти технологические операции выполняются с помощью пресса и заранее подготовленных клише.
Имитация металлических покрытий
Этот способ декорирования широко применяется при производстве этикеток, поздравительных открыток, книжных обложек. Основные методы нанесения металлизированных изображений:
- печать металлизированными красками — почти ничем не отличается от технологии печати обычными типографскими красками;
- бронзирование — нанесение бронзовой или алюминиевой тонкодисперсной пудры на оттиск, позволяющее получить декор под золото или серебро;
- тиснение металлической фольгой — используется для декорирования материалов с ПВХ-покрытием и изделий из офсетной и мелованной бумаги, может сочетаться с конгревным тиснением.
Имитация металлических покрытий под золото и серебро делает печатную продукцию более яркой, привлекательной, броской.
Нанесение скретч-слоя
При выпуске лотерейных билетов и бланков с PIN-кодом информация, которую нужно скрыть от посторонних глаз, покрывается специальным защитным слоем. Для прочтения этой информации скретч-слой легко удаляется с помощью монетки или другого твердого предмета.
Уникализация дизайна полиграфической продукции помогает создать фирменный стиль, повысить узнаваемость бренда, выделиться на фоне конкурентов. Многообразие технологических приемов постпечатной обработки предоставляет практически неограниченные возможности в достижении этих целей.