При оформлении заказа на выпуск печатной продукции многие клиенты типографий не придают должного значения выбору формата бумаги. А ведь этот фактор влияет на итоговую стоимость издания не меньше, чем объем тиража, предпечатная подготовка, постпечатная обработка, цветность. Чтобы сделать правильный выбор, нужно знать, какие форматы бывают и чем они различаются.
Что это такое
Формат (лат. forma – внешний вид) — стандартизированный размер печатного листа. До начала ХХ века фабрики выпускали бумагу произвольных параметров. Типографиям было крайне неудобно работать: в процессе печати образовывалось слишком много отходов, себестоимость изделий возрастала, рентабельность производства падала. Производителям нужно было найти способ экономного расходования сырья, вести свою деятельность в соответствии с принципами рационального потребления и защиты окружающей среды.
Немецкий ученый Георг Лихтенберг нашел соотношение сторон (1:2), позволяющее получать листы с аналогичными пропорциями при сложении исходного листа пополам. Идея легла в основу немецкого стандарта DIN 476 и международного ISO. Решение повысило удобство изготовления, хранения, масштабирования документов, позволило стандартизировать типографское оборудование.
Виды
Нормативы ISO, действующие в большинстве стран мира, устанавливают 5 серий потребительских форматов писчей бумаги, отдельных видов печатной продукции. Две из них относятся к стандарту ISO 216:
- А — основой служит лист (А0) площадью 1 м2 со сторонами 1189х841 мм, производными от него являются форматы А1 – А10.
- В — исходной принята ширина 1м для максимального листа (В0), площадь и стороны являются средним пропорциональным между соответствующими параметрами соседних форматов А.
Параметры изделий серии С определяются нормами ISO 269, являются средним геометрическим между соответствующими параметрами аналогичных форматов А и В.
ISO 217 устанавливает параметры необрезанной «сырой» бумаги RA и SRA. Размеры листов в них на 5% и 15% соответственно превышают размеры серии А, что предоставляет возможность печатать с вылетами под обрез и делать оттиски без полей.
ISO признан официальным стандартом ООН, но принят не везде. В США, Канаде, ряде стран Латинской Америки, на Филиппинах бумажное производство основывается на американском стандарте ANSI, в Японии и на Тайване — на японском JIS.
Сферы применения
Форматы А и В охватывают основные размеры, которые могут понадобиться для выпуска самой разнообразной печатной продукции:
- А0 – А2 — широкоформатная и инженерная печать: плакаты, билборды, баннеры, афиши, планы, схемы, карты, чертежи;
- А3, В4 — презентации, выставочные материалы, учебные наглядные пособия, постеры, фотографии, настенные календари;
- А4 — тексты, графические документы, рекламная полиграфия, бланки, каталоги, деловые письма;
- А5, А6, В5, В6 — листовки, открытки, памятки, флаеры, книги, блокноты, тетради;
- А7, В7 — записные книжки, карманные блокноты, мини-календари, стикеры;
- А8 – А10, В8 – В10 — мелкая полиграфическая продукция: визитные карты, наклейки, этикетки, билеты.
Серия С предназначена для изготовления корреспондентских конвертов под листы серий А и В. Стандартные конверты полностью вмещают документы и полиграфические изделия, не терпящие сворачивания, широко используются для отправки деловой корреспонденции, открыток, приглашений, листовок, визиток, приглашений.
Как выбрать
При выборе основного полиграфического материала необходимо четко определить область ее применения. Рекламные изделия, раздаваемые в местах массового скопления людей, должны быть компактными, легко помещаться в кармане, сумке — этому требованию соответствует формат А5. Презентации лучше печатать на бумаге А4, позволяющей компактно размещать большой объем информации, использовать крупные шрифты. Масштабные проекты желательно издавать на листах А3, обеспечивающих лучшую детализацию изображений.
Формат бумаги определяет выбор печатного устройства, качество изображений при оптимальном разрешении 300 dpi, удобство чтения и хранения документов. Серия А перекрывает основные потребности заказчиков, наиболее часто используется при изготовлении полиграфической продукции. Для производства изделий нестандартных размеров больше подходит серия В. Чтобы выбрать подходящий формат бумаги и правильно рассчитать тираж, при оформлении заказа в типографии необходимо посоветоваться со специалистами. Они помогут найти оптимальное решение и избежать лишних расходов.